Психолингвистическая
(психолого-лингвистическая) экспертиза
Это вид судебно-психологической экспертизы, основанной на совокупности международных психологических и психолингвистических методиках, определяющих степень надежности или достоверности показаний свидетелей, потерпевших или обвиняемых. Данная экспертиза великолепно зарекомендовала себя в международном уголовном праве, в адаптированном виде используется для проведения судебных заключений в Центре судебных экспертиз МАИЛ.

Для производства этой экспертизы используются методы оценки правды и неискренности утверждений, представленных в устной форме: оценка валидности утверждений (ОВУ) и анализа содержания речевых сообщений, также используются методики FAINT (Forensic Assessment Interview) — опросной беседы судебной оценки, разработанной коллективом под руководством американского полиграфолога, директора Академии научно-следственного обучения Натана Гордона.

Данные методы прошли неоднократную научную апробацию и в течении длительного времени применяются в судебно-следственной и экспертной практике для решения вопросов, связанных с оценкой психолингвистической достоверности показаний.

Предмет экспертизы:
Речевая (языковая) продукция подэкспертного и особенности его коммуникативного поведения.

Объект экспертизы:
Видео-аудио запись следственных действий (опрос, допрос, проведение очной ставки и т.д.) с подэкспертным.

Экспертная задача:
Вынесение суждения о степени достоверности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события.


При предоставлении видеозаписи следственных действий перед экспертом ставятся вопросы:

1. Каким образом можно оценить и охарактеризовать психическое состояние подэкспертного в ходе проведения экспертизы?
2. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о правдивости или ложности высказываний подэкспертного в отношении расследуемого события? Если выявляются, то какие?
3. Выявляются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие об умышленном редактировании подэкспертным показаний о расследуемом событии? Если выявляются, то какие?
4. Обнаруживаются ли в ходе проведения экспертизы психологические, лингвистические или психолингвистические признаки, свидетельствующие о заучивании подэкспертным лицом показаний о расследуемом событии? Если обнаруживаются, то какие?


При необходимости исследования явки с повинной или объяснения перед экспертом ставятся вопросы:


1. Каковы индивидуальные психолого-лингвистические особенности письменной речи и психомоторики подэкспертного в тексте «Протокола явки с повинной»?
2. Как можно оценить и охарактеризовать психоэмоциональное состояние подэкспертного в ситуации написания им «Протокола явки с повинной»?
3. Содержатся ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного психолингвистические, психомоторные и иные признаки, позволяющиеся установить достоверность или недостоверность указанных им событий, изложенных в «Протоколе явки с повинной»?
4. Имеются ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного лингвистические, психологические или психолингвистические признаки самооговора? Если имеются, то какие?
5. Присутствуют ли в представленном «Протоколе явки с повинной» подэкспертного (дата) какие-либо недостатки, вызванные нарушениями высших психических функций мышления и письменной речи?
6. Имеются ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, свидетельствующие о написании им объяснения при оказании на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.) в виде уговаривания, манипуляции, угрозы? Если имеются, то в чём конкретно они проявляются?
7. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки какого-либо необычного, изменённого психического состояния личности, свидетельствующие о написании им объяснения в необычных условиях под влиянием сбивающих факторов? Если содержатся, то в чём конкретно они выражаются?
8. Присутствуют ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата) психологические, лингвистические и психолингвистические признаки, указывающие на то, что во время написания этого объяснения он находился в неблагоприятном эмоциональном состоянии стресса, страха, испуга, нервно-психического напряжения в результате оказания на него морально-психологического воздействия (давления) со стороны сотрудников (полиции, федеральной таможенной службы и т.п.)? Если присутствуют, то какие?
9. Содержатся ли в тексте «Объяснения» подэкспертного (дата), психологические, лингвистические и психолингвистические признаки навязанного ему из вне сотрудником (полиции, таможни и т.п.) стиля и способа изложения по заранее заготовленному тексту (образцу), а также признаки диктовки и редактирования текста объяснения сотрудниками (полиции, таможни и т.п.)?
10. Является ли подэкспертный автором и исполнителем текста данного им «Объяснения» (дата) сотрудникам (полиции, таможенной службы и т.п.) или же производство текста данного им объяснения принадлежит другому лицу?

Важно. Дополнительные вопросы для решения поставленной перед экспертом задачи обсуждаются с Заказчиком отдельно.


Эксперты:
Челпанов В.Б. (квалификация эксперта)

Примеры экспертиз (обезличенные):
Пример заключения комплексной экспертизы по уголовному делу №1

Методологическая база экспертизы
1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология. – М.: Дата Сквер, 2009. – 376 с.
2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.
3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.– 240 с.
4. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М.: Флинта-Наука, 2007. – 592 с.
5. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. – М.: Флинта: МПСИ, 2004. – 232 с.
6. Бринев К.И. Справочник по судебной лингвистической экспертизе. Изд.Стереотип. М.: Книжный дом «Либроком», 2014. – 206 с.
7. В.С.Н.В.Л. Юридическая психология. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер,2009. – 608 с.
8. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики: Учебное пособие. – Воронеж:издательство «Истоки», 2014. – 87 с.
9. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие ккурсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 276 с.
11. Дайняк О.А. Язык телодвижений: мастер-класс по интерпретации жестов и поз– М.: Эксмо, 2012. – 224 с.
12. Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Cовременные психолингвистические методыанализа речевой коммуникации. Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
13. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.:«ЧеРо», «Юрайт», 2000. – 344 с.
14. Енгалычев В.Ф. Судебная психологическая экспертиза в уголовном игражданском процессах: вопросы теории и практики. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж:МОДЭК, 2015. – 456 с.
15. Енгалычев В.Ф., Кравцова Г.К., Холопова Е.Н. Судебная психологическаяэкспертиза по выявлению признаков достоверности/недостоверности информации,сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий): монография.– М.: Юрлитинформ, 2016.– 328 с.
16. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальнойпсихологии: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 640 с.
17. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учеб.-практ. пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
18. Желтухина М.Р. Комплексная судебная экспертиза: психолого-лингвистический аспект // Юрлингвистика-11: Право как дискурс, текст и слово:межвузовский сборник научных трудов / подред. Н.Д. Голева и К.И. Бринева. –Кемерово, 2011. – С. 350 – 368.
19. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь М.: АСТ;Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
20. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи – 6-е изд.,дополн. – М.: ЛКИ, 2012. – 304 с.
21. Колесов Д.В. Состояния человека (семантика, психология, медицина): Учеб.пособие / Д.В. Колесов, Д.Д. Колесов. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2008. – 704 с.
22. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика.Избранные труды. – М.: Генезис, 2010. – 352 с.
23. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов –СПб.:Норинт, 2000. – 1536 с.
24. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике.Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 255 с.
25. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учебное пособие. – М. –Флинта: Наука, 2007. – 152 с.
26. Моррис Д. Библия языка телодвижений. М.: Эксмо, 2010. – 672 с.
27. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие длявузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 431 с.
28. Наумов В.В. Лингвистическая идентификация личности. Изд. 4-е. – М.:Ленанд, 2015. – 240 с.
29. Неверова Т.А. Оценка валидности утверждений (ОВУ) // Верификатор. – № 3. –2014. – М.: Международная Академия исследования лжи. – С. 53 – 65.
30. Нуркова В.В. Автобиографическая память: структура, функции, механизмы.Дисс… д. п. н. – М.: МГУ, 1998. – 305 с.
31. Нуркова В.В. Автобиографическая память / Глава 10. «Умение бытьсвидетелем» – М.: Просвещение, 2010.
32. Панченко Н.Н. Достоверность как коммуникативная категория: автореф.дисс.… д. ф. н. – Волгоград, ГОУ ВПО ВГПУ, 2010.
33. Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическаялингвистика. Изд. 4-е. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 168 с.
34. Пеленицын А.Б. Анализ речи (устной) // Верификатор. – № 3. – 2014. – М.:Международная Академия исследования лжи. – С. 49 – 52.
35. Пеленицын А.Б. Анализ речи (устной) // Верификатор. – № 4. – 2015. – М.:Международная Академия исследования лжи. – С. 71 – 79.
36. Пирожков В.Ф. Криминальная психология – М.: «Ось-89», 2012 – 702 с.
37. Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата имагистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 318 с.
38. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. – М.: ООО Издательство «Юр-литинформ», 2000 –160 с.
39. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976. – 336 с.
40. Степашов Н.С. Состояния личностных затруднений жизнедеятельностичеловека. Учебное пособие. – Курск: Издательство Курского государственного медицинского университета. – 1995. – 101 с.
41. Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций. – Воронеж: издательство «Истоки», 2013. – 52 с.
42. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж:издательство «Истоки», 2012. – 180с.
43. Стернин И.А. Правила и приёмы речевого воздействия. – Воронеж:издательство «Истоки», 2013. –127 с.
44. Стернин И.А., Саломатина М.С. Семантический анализ слова в контексте. – Воронеж: издательство «Истоки», 2013. –71 с.
45. Судебная экспертиза: типичные ошибки /под ред. Е.Р. Россинской. – Москва: Проспект, 2014. – 544 с.
46. Челпанов В.Б. Возможности судебной комплексной психолого-лингвистической экспертизы в уголовном судопроизводстве / Язык и национальное сознание. Вып.22 / Научный ред. И.А. Стернин. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2016. – С. 121 – 129.
47. Челпанов В.Б. Лингвистический анализ текста в структуре комплекснойпсихолого-лингвистической экспертизы / Значение как феномен актуального языковогосознания носителя языка. Материалы межрегиональной научной конференции 23 – 24 октября 2015 г./ Научный ред. И.А. Стернин. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2015. – С.60 – 61.
48. Челпанов В.Б. Лингвистический и психологический аспекты экспертизы текста:проблема дифференциации / Сопоставительные исследования 2016. Продолжающееся научное издание / Научный ред. М.А. Стернина. – Воронеж: ВГУ, изд-во «Истоки», 2016.– С. 216 –220.
49. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2007. – 448 с.
50. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды: учебное пособие / Ю.В. Щербинина. — М.: ФОРУМ, 2014. — 400 с. – Глава 2.11. Знатоки и всезнайки. Что такое экспертократия? – С. 193 – 203.
51. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
52. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. –СПб.: Питер, 2010. – 334 с.
53. Экман П. Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология. – М.: Дата Сквер, 2009. – 376 с.

Типы заключений:

  • Судебная экспертиза
  • Внесудебная экспертиза (исследование специалистов)
  • Рецензия на проведенную лингвистическую (психолингвистическую, психолого-лингвистическую) экспертизу
Стоимость услуги по выполнению экспертизы носит договорной характер и определяется индивидуально, после ознакомления эксперта с поставленными перед ним вопросами и подлежащими исследованию материалами.

Срок выполнения — от 5 рабочих дней.

При необходимости — эксперт может выехать в суд и защитить свое заключение.



Оставить заявку можно
по телефону +7 (800) 500-62-31 или по электронной почте expert@studylie.ru


Made on
Tilda